Истоки «Русских сезонов». Как пермский период повлиял на Сергея Дягилева

Неординарный, очаровательный человек, интеллектуал – таким был Сергей Дягилев. Он вывел русское искусство на мировую сцену и вдохновил им тысячи людей.

В 2022 году исполнилось 150 лет со дня рождения легендарного импресарио. Его наполненную яркими событиями жизнь много лет изучает искусствовед, научный консультант Пермского культурного фонда «Дом Дягилева» Олег Брезгин. Он написал биографию Сергея Дягилева, которая вышла в знаменитой серии «ЖЗЛ». В книге автор затрагивает важный период жизни популяризатора русского искусства – его детство. Самые важные годы, на которые приходится формирование личности, Дягилев провёл в Перми, в окружении любящей и творческой семьи. 

Олег Петрович рассказывает, что интерес к этому удивительному человеку и его роду возник у него давно, в середине 80-х годов прошлого века во время работы в Пермской художественной галерее. Именно тогда решили организовать в галерее первые в СССР Дягилевские торжества с довольно большой (для провинции) выставкой, научной конференцией и театральным представлением.

Смело, свежо, эмоционально

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: К сожалению, даже пермяки сейчас не сразу вспомнят, кем был Сергей Дягилев и что он сделал. Это вас не огор­чает?

Олег Брезгин: Поверхностные знания о Сергее Дягилеве не только у пермяков. В иных регионах России о нём вообще ничего не знают. Но нам не стоит по этому поводу огорчаться. Ведь понятно, что углубить и расширить свои знания по любому предмету или теме могут лишь те, кто оказался во власти осознанного желания, интереса и настоящей увлечённости. И всё же должен сказать, что интерес к жизни и деятельности Дягилева ныне заметно возрос, как говорится, и вширь, и вглубь. Он не ограничивается наиболее изученными сведениями о «Русских сезонах» за границей и о легендарной труппе «Русские балеты Дягилева». Также он касается первого, петербургского этапа деятельности Сергея Павловича. Он начинал свою карьеру как художественный критик, который писал смело, свежо и эмоционально. Уже в тот период проявились в нём черты лидера и стратега. Дягилев страстно утверждал в общественном сознании новые взгляды на искусство и организовал несколько художественных выставок, буквально поразивших публику.

– Какую роль сыграл в жизни Дягилева пермский период?

– Очень большую. Началом «Русских сезонов» Дягилев считал организованную им в Париже в октябре 1906 года выставку «Два века русской живописи и скульптуры». Однако Пётр Вайль (советский, американский журналист и писатель. – Ред.), побывав в пермском доме Дягилевых, сделал вывод, что «начало сезонов – здесь, в Перми». Его парадоксальное, на первый взгляд, утверждение ведёт нас к дягилевским истокам и корням, к старым прикамским усадьбам. В Перми и родовом гнезде – имении в Бикбарде – пробудился интерес Сергея к музыке.

Здесь же он получил первые театральные впечатления и был не только свидетелем, но и участником концертно-музыкальной жизни города. В Перми подспудно развились его организаторские способности и некоторые творческие идеи. Из атмосферы дягилевской семьи и дома он вобрал в себя все художественные навыки и духовные основы, необходимые для своей будущей деятельности. В Перми он сформировался как личность – яркая и неординарная.

Когда хотят – могут

– Семья – это то, что нас формирует. Такой страстный интерес к творчеству, глубокое понимание и знание искусства, по-видимому, не случайны. В каком окружении рос Сергей Дягилев?

– Окружению Сергея Дягилева в пермский период его жизни можно позавидовать. Он рос в большой и дружной семье. Его дед Павел Дмитриевич много занимался благотворительностью, тратил свои сбережения на строительство и обустройство храмов и монастырей, пожертвовал 4300 рублей на строительство каменного здания городского театра в Перми.

Родители Сергея, замечательные музыканты, нередко устраивали вместе с Пермским музыкальным кружком благотворительные концерты. Дягилев в Петербурге (затем и в Европе) подхватит эту семейную традицию: весь доход своего первого выставочного проекта он пожертвует «недостаточным» ученикам Высшего художественного училища при Академии художеств. А вот влияние отца, Павла Павловича, на Сергея, пожалуй, было не столь заметным. Но от него он мог унаследовать организаторские способности и поднять их на более высокий уровень.

– Кто в семье оказал на него самое большое влияние?

– Наибольшую роль в воспитании юного Сергея сыграла его мачеха Елена Валерьяновна, которую он всегда называл только мамой. С большим тактом и мягкой силой она умела управлять импульсивной и даже буйной натурой пасынка. Она привила ему принципы, благодаря которым впоследствии он смог укрощать свои страсти. Елена Валерьяновна навсегда осталась для него самым высоким моральным авторитетом. Когда он не знал, как поступить, всегда шёл к ней за советом. Именно она в первую очередь способствовала развитию в нём исключительной силы воли. Елена Валерьяновна приучила его никогда не пользоваться фразой «я не могу», советовала забыть её и говорила: когда хотят – всегда могут.

Особое место музыки

– Такой интерес к творческой жизни был характерен для дворянских семей того времени или это было всё же исключением?

–  Как правило, все дворянские семьи занимались какими-либо видами искусств и обязательно музыкой. Одни меньше, другие больше.

Прадед Сергея – Дмитрий Васильевич, первый потомственный дворянин в роду Дягилевых. Он увлекался музыкой, рисованием и живописью, писал иконы и портреты, занимался литературным творчеством – сочинял басни, эпиграммы и стихотворные сказки, опубликованные в тобольском журнале «Иртыш». Но довольно трудно сказать, какому виду искусства он отдавал предпочтение. В дальнейшем в семье Дягилевых музыка заняла совершенно особое место, можно смело говорить о страстной любви к ней.

– Они пели, музицировали?

– Да, дед Сергея Павел Дмитриевич в молодые годы был большим меломаном и театралом. Он не знал удержу в своём увлечении и по праву гордился тем, что учился фортепианной игре у самого Джона Филда, жившего в России известного ирландского пианиста, композитора и педагога, среди учеников которого были Александр Гурилёв, Владимир Одоевский и Михаил Глинка. Отец Сергея Павел Павлович преуспел в вокальном искусстве, он брал уроки у певца Мариинского театра О. Ратковского. Его голос заслуживал лестные отзывы в Петербурге во время учёбы в военном училище, а затем и службы в Селищенском эскадроне в Новгородской губернии. Там Павел Павлович организовал офицерский хор. Кстати, именно здесь родился его первенец, наш герой Сергей Дягилев.

Вскоре его молодая супруга скончалась. Через два года после её смерти он женился на Елене Валерьяновне, о которой мы уже упоминали. У неё, кстати, были хорошие вокальные данные. Уже в Петербурге, куда они переехали, отец Сергея Дягилева организовал домашний музыкальный кружок любителей пения. Каждый четверг в большой квартире Дягилевых на улице Шпалерной собиралось до тридцати человек, в том числе художник Василий Поленов и его брат, несколько профессиональных оперных артистов и музыкантов.  Через год музыкальный кружок Дягилевых с большим успехом дал два публичных концерта с разными программами. Спустя три года, в августе 1879 г., семья Дягилевых переехала из Санкт-Петербурга в Пермскую губернию. В Перми уже был музыкальный кружок, который организовал брат Павла Павловича – Иван. Пиком музыкальной, театральной и просветительской деятельности этой семьи можно назвать два «Русских исторических концерта с живыми картинами», которые Дягилевы организовали весной 1887 г. в Пермском городском театре.

Больше экспонатов, связанных с семёй и пермским периодом жизни Сергея Дягилева, ищите в разделах «Семья», «Дом Дягилева в Перми», «Имения в Бикбарде».

Источник: perm.aif.ru

Ещё больше интересных фактов

Прокрутить наверх