Он умел быть успешным. Кем был Сергей Дягилев для русского искусства

Стать, гордый взгляд, приметная белая прядь волос надо лбом в густых тёмных волосах: даже внешность этого человека привлекала внимание.

Его имя в начале прошлого века было олицетворением русского искусства. Подобно локомотиву Сергей Дягилев стремительно тянул за собой талантливых художников, музыкантов танцовщиков, хореографов на сцены мира. Ему удалось не только открыть новые имена. Благодаря ему Россия стала модной.

Жизнь Сергея Дягилева тесно связана с нашим краем. В Перми и семейном имении в Бикбарде он провёл свои детские годы. О том, почему стоит больше узнать о Дягилеве, рассказывает искусствовед, научный консультант Пермского культурного фонда «Дом Дягилева» Олег Брезгин, который долгие годы исследует жизнь и творчество знаменитого импресарио.

Колдовское очарование

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Вы написали биографию Сергея Дягилева, которая вышла в знаменитой серии «ЖЗЛ». Почему решили посвятить книгу именно ему? Что вас в нём привлекло?

Олег Брезгин: Сергей Дягилев был необыкновенным человеком, одним их самых ярких и влиятельных деятелей Серебряного века. Это уникальная, масштабная личность, пожалуй, ренессансного типа. Несмотря на все изъяны характера и прочие недостатки, он обладал многочисленными талантами, проницательным умом, потрясающей энергией и тонким художественным чутьём. При всей его беззаветной преданности искусству он был настоящим бессребреником и совершенно не испытывал корыстолюбия, хотя и наблюдал проявления этой пагубной для таланта страсти у некоторых его соратников. Многие современники Дягилева свидетельствуют о почти колдовском его очаровании. Чтение их мемуаров всегда доставляло мне огромное удовольствие. Даже в тех случаях, когда доминировал негатив, открывающий новые грани личности нашего героя. Александр Блок писал о нём в дневнике: «Цинизм Дягилева и его сила. Есть в нём что-то страшное, он ходит «не один»». И перед нами возникает поистине магический и грандиозный образ Дягилева-Фауста, соблазняющегося и соблазняющего всех на своём пути в неутомимых поисках «прекрасного мгновенья».

– Когда у вас возник интерес к изучению жизни этого уникального человека, его семье и пермскому периоду жизни?

– В середине 1980-х годов прошлого века, когда я стал работать в Пермской художественной галерее. Именно тогда было принято решение организовать в галерее первые в СССР Дягилевские торжества с довольно большой (для провинции) выставкой, научной конференцией и театральным представлением. Этот проект был обречён на успех благодаря тому, что дом Дягилевых в Перми сохранился и существовали известные узкому кругу достижения пермских дягилеведов, изыскания которых легли в основу одного из разделов выставки в галерее.

Ошеломляющий успех

– Сложно ли шла работа по исследованию творчества Дягилева?

– Дягилевское движение в Перми появилось в начале 1960-х г. Его участниками были Юрий Силин, Евгений Субботин, Евгения Егорова, Геннадий Мурыгин. Некоторые из них участвовали в подготовке передачи к столетию со дня рождения Сергея Дягилева на пермском телевидении в 1972 году. Однако партийные чиновники не позволили реализовать этот проект и чествовать Дягилева, поскольку в то время его имя было под негласным запретом.

А Силина, одного из авторов сценария, ждал серьёзный разговор в определённых органах власти. Консультантом сценария телепередачи была московский историк балета Наталия Рославлева. Она стояла у истоков дягилевского движения в Перми, вдохновляла и подталкивала пермяков искать старожилов, знающих что-либо о семье Дягилевых, о музыкальных вечерах, которые устраивались в их доме. Свою большую коллекцию иностранных книг о Дягилеве и его «Русских балетах» она завещала Пермской областной (ныне краевой) библиотеке им. М. Горького.

Но наиболее значительную роль в моём увлечении Дягилевым сыграла Евгения Ивановна Егорова, старейший работник Пермской галереи. Под её началом мне довелось работать, а также помогать ей во многих делах. Она серьёзно изучала жизнь и деятельность Дягилевых в Перми и Бикбарде, отвечала за пермский раздел упомянутой выше первой Дягилевской выставки в 1987 году. Выставка в Пермской галерее, где были представлены работы из 32 музеев и частных коллекций Советского Союза, имела ошеломляющий успех.

Это было выдающееся событие не только в культурной жизни города на Каме, но и всей страны. Мой интерес к теме Дягилева всё больше возрастал. После штудирования огромного количества литературы весной 2007 г. в рамках международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж» вышла моя книга «Персона Дягилева в художественной культуре России, Западной Европы и Америки» – первая в мире библиография о знаменитом импресарио. Осенью того же года институт культуры в Санкт-Петербурге издал ещё одну библиографию о Дягилеве. И  книги прекрасно дополнили друг друга.

– Много ли известно о пермском периоде жизни Сергея Дягилева?

– О детстве и ранней юности Сергея Дягилева – он жил в Прикамье с 7 до 18 лет – известно не так уж много. Ценные сведения об этом периоде сообщила его мачеха Елена Валерьяновна в своей мемуарной книге «Семейная запись о Дягилевых». В газете «Пермские губернские ведомости» имя гимназиста Сергея Дягилева впервые было упомянуто в выпуске от 10 февраля 1890 г. Тогда на литературно-музыкальном вечере в Мариинской женской гимназии он с оркестром Пермского музыкального кружка блестяще исполнил первую часть Концерта для фортепиано Роберта Шумана. А также он выступал в качестве аккомпаниатора в Заздравном хоре из оперы Даргомыжского «Русалка».

Работая над книгой о Дягилеве, я старался найти больше сведений о пермском периоде. Значительную часть материалов изучал с утра до вечера в рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинском Доме) в Санкт-Петербурге, куда приезжал не один раз благодаря финансированию Пермского фонда «Дом Дягилева». За это по сей день ему благодарен. Довелось поработать и в Москве, в Российском государственном архиве литературы и искусства, где я обнаружил неопубликованные письма Дягилева к другу и соратнику Вальтеру Нувелю. А некоторые пермские документы находились, можно сказать, под боком – в Государственном архиве Пермского края. Интереснейшая была работа. Написание книги заняло у меня пять лет. Немало времени ушло на составление хронологии жизни и деятельности Сергея Павловича, а также на словарь имён «Круг Дягилева», который даже после сокращения был довольно большим – около 500 человек.

Отпор рутине

– Не все представляют, насколько масштабной была личность человека, которого мы называем знаменитым импресарио.

–  Дягилев начинал свою карьеру в качестве художественного критика. Писал он смело, свежо и эмоционально. В его статьях нередко звучал призыв к творческому объединению молодых сил России. Уже тогда проявились в нём черты лидера и стратега. Дягилев страстно утверждал в общественном сознании новые взгляды на искусство. С этой целью организовал несколько художественных выставок, поразивших публику. Свой издательский проект журнала «Мир искусства» он рассматривал как консолидирующий вызов художникам. А цель их объединения видел в том, чтобы дать отпор рутине передвижников, сойти с обочины и занять достойное место в европейском искусстве. Он способствовал тому, чтобы живопись (в том числе театральная) и графика мирискусников со временем прочно вошли в историю русского и мирового искусства. Весной 1905 г. Дягилев осуществил свой грандиозный проект, открыв историко-художественную выставку русских портретов в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Для неё он собрал около 2300 портретов, объездив более ста дворянских усадеб. Особенно ценен его вклад в изучение и атрибуцию (определение времени создания работы, её авторства и подлинности. – Авт.) портретов. Созданная им экспозиция всех удивила роскошью и совершенством. Таких масштабных выставок, подобных Таврической, до Дягилева в России ещё не было. С самого начала своей деятельности Сергей Павлович проявил потрясающую работоспособность. При этом он ясно видел цели и знал, как их осуществить. Беззаветно служа искусству, он умел быть успешным.

Экспонаты, которые иллюстрируют роль Сергея Дягилева в искусстве, находятся разделе «Деятельность».

Источник: perm.aif.ru

Прокрутить наверх